любая задача имеет несколько путей решения

Ремонт (доработка) цепи фары заднего хода Renault Logan путем установки полевого транзистора

На четвертом году эксплуатации не включилась лампочка заднего хода. Место поломки было найдено быстро - сопротивление выключателя оказалось равным 400.ом. Удивила несколько неадекватная цена на выключатель. А после ознакомления с материалами инета - хиленький вид контактов внутри выключателя. Но что нам, радиолюбителям, стоит доработать схему в соответствие с нашим пониманием "как должно быть"   :)

Причина выхода переключателя из строя проста: пусковой ток любой лампы накаливания в 5-8 раз больше рабочего тока и [в данном случае] составляет более 10 ампер. Контакты обгорают, сопротивление в замкнутом состоянии увеличивается до нескольких сотен ом (а должно быть около 0,01 ом). Судя по внешнему виду контактов внутри выключателя, они рассчитаны максимум ампера на 2, т.е. едва перекрывают величину рабочего тока лампы.

Было решено поставить дополнительный полевой транзистор (далее по тексту ПТ). Единственное неудобство предложенной схемы : нужно протянуть провод +12V в багажник к задним фарам. Преимущество: можно оставить старый подгоревший выключатель.

С другой сторны, неудобство замены штатного выключателя на новый : Выкрутив датчик заднего хода, нужно быстро заткнуть отверстие, чтобы остановить вытекающее из КПП масло. И так же быстро открыв его снова, завернуть новый датчик. В принципе, эти неудобства сравнимы между собой. Однако, датчик прийдется менять несколько раз, а провод нужно провести только однажды.

Описание схемы и выбор деталей

штатное включение лампы заднего хода схема включения лампы заднего хода Logan через полевой транзистор

  • R1 = 12 ком (можно и до 20 ком)
  • R2 = 1 ком (R1 + СопрВыключателя д.быть в пределах 1 - 2 ком)
  • Стабилитрон BZV12...BZV15, (1N4742...1N4744)
  • Полевой транзистор IRF540, IRF530, IRF540N, IRF530N

В обязательном порядке провод +12v (который мы собираемся провести в багажник) нужно отводить от защищенной предохранителем точки бортовой сети.

В этой схеме лампа включена через силовой полевой транзистор. Линия от выключателя (которая раньше шла на лампу) теперь идет на затвор ПТ. Высокий уровень на ней включит ПТ, и тогда ток пойдет из линии 14v через лампу, через ПТ в общий провод. Эта схема будет работать при увеличенном сопротивлении выключателя до 1 ком.

Чтобы протестировать сопротивление контактов выключателя, включите передачу заднего хода (мотор заглушен). Отключите разъем от фары и замерьте сопротивление между контактом на разъеме "плюс лампы" и "линией +12v". При исправном выключателе сопротивление должно быть менее 0,1 ом (бытовой тестер обычно не может показать такое малое сопротивление и покажет примерно 0,5 ом). При несправном выключателе (подгорание контактов) тестер покажет от 30 до 1000 ом.

пояснения по выбору компонентов

По отечественным ГОСТ-ам автомобильное оборудование должно выдерживать напряжение до 50 вольт (т.к. в случае выхода из строя регулятора генератора, остальное электрооборудование должно остаться целым). Не будем экономить 2 рубля и поставим ПТ с макс.напряжением сток-исток 100 вольт (цена такого ПТ 15 - 20 руб). Например, IRF530, IRF540

Броски в бортовой сети неизбежны, поэтому затвор ПТ должен быть обязательно прикрыт стабилитроном, который жестко ограничит напряжение на затворе безопасным для транзистора уровнем. А сам стабилитрон должен быть прикрыт резистором, который ограничит его ток на уровне нескольких миллиампер даже в случае превышенного напряжения в бортовой сети. Только при установке всех этих деталей будет гарантирован срок службы схемы значительно превышающий срок службы автомобиля.

Для реализации этой схемы потребуется :

  • сделать два распила в проводниках на плате фары
  • протянуть провод +12v в багажник к задней фаре
  • припаять транзистор, стабилитрон и два резистора прямо к проводнику на плате
  • никаких больше переделок, никакого дополнительного крепежа, радиатора и т.д. не требуется

Монтаж на плате

Посмотрим на штатную плату (пластиковая вставка в фаре, на ней разъемы, проводники и лампы) На ней потребуется сделать только два распила. Один на дорожке "плюс лампы", другой на дорожке "минус лампы". Белый провод от дорожки "плюс лампы" пошел на +12v. Удобное место для транзистора показано на фотографиях собранной схемы.

коментарий

P.S. к моменту публикации данной статьи модернизированная фара проходила 19 месяцев, почти каждый день. Ни одного нарекания не было. С учетом того, что за это время успело перегореть 3 лампы ближнего света (регулятор генератора, видимо, не вполне в порядке), можно считать, что схема выдержала испытания в условиях повышенной нагрузки.





© www.b-base.ru, 2011.
(при цитировании ссылка обязательна,
полная перепечатка запрещена)